Кочевка – как собрать в дорогу пасеку?

При кочевке огромную роль играет техническое состояние, и не только пасеки, как вы могли сразу подумать, но и грузовика, который будет перевозить эту самую пасеку. Вообще кочевка очень хорошо показывает «собранность» пчеловода – умение не забывать никакой мелочи. В общем, кочевка – это очень ответственное дело, к которому нельзя подходить спустя рукава. Это так сказать следующая ступень вашего развития как пчеловода после стационарного пчеловодства. Я расскажу вам как нужно собираться в дорогу и какие подготовительные работы необходимо сделать. Начинаем…

Подготовка ульев

Проверьте каждый улей на отсутствие отверстий. Все найденные отверстия должны быть тщательно заделаны, причем не бумагой, т.к. ее пчелы очень быстро вытащат. При кочевке очень важно обеспечить хорошую вентиляцию улья. Если у вас ульи старые и верх крышки не сделан вентилируемым по всей площади (не затянут металлической сеткой), то надо это сделать. Т.е. помимо отверстий в крышке для вентиляцииобязательно необходимо чтобы верх крышки был сделан из металлической сетки, тогда не случится ситуация, когда пчелы закрывают собой вентиляционные отверстия и гибнут запарившись. В пчело-магазинах продают такие железные сетки. Теперь после того как сделали вентиляцию и заделали дырки:

  • Заклиниваете все рамки в ульях (заклиниваете максимально жестко, даже можно сказать жестоко). Клинышки лучше сделать самому. Да, если у вас рамки с разделителями, то клините крайние рамки
  • Убираете подушки (для семей любой силы)
  • Для всех семей, которые занимают больше 2/3 объема улья полностью убираете либо потолочину, либо холстик (кстати удобно потолочины подписать, чтобы потом было легче разложить). Для семей послабее открываете для вентиляции от 1/4 до 1/2 холстика(потолочин)
  • Чтобы во время перевозки ульи не разлетелись на составляющие необходимо скрепить дно, корпус, подкрышник и крышку СКРЕПАМИ. Их можно либо купить, либо сделать самому
  • Проверьте, что пчелы не сделали новые дырки в стенках ульев

Подготовка грузовика и платформы/павильона

В обязательном порядке проверьте техническое состояние грузового автомобиля – от его исправности зависит успешность перевозки. Поверьте мне – встать посреди дороги из-за неисправности автомобиля – нет ничего хуже. Тоже самое относится и к платформе/павильону – если на вашем пути есть горы либо затяжные спуски/подъемы, то как минимум одна ось должна быть оборудована тормозами, ну и, конечно, лучше если обе оси будут оборудованы тормозами.

Разведка места кочевки

Очень важно перед кочевкой сделать так называемую разведку. Т.е. проехать по полям/лесам предполагаемого места кочевки и посмотреть состояние медоносов. От разведки зависит успешность кочевки в целом, т.к. ехать наобум – это почти гарантия не удачи. При выборе места обратите внимание на близость дороги с интенсивным скоростным движением, т.к. если медонос будет находиться через дорогу, то каждая машина – это несколько сбитых пчел – довольно легко посчитать, что если встать рядом с дорогой по которой проезжают 3.000 машин в сутки, то вы потеряете за время медосбора (дней 10) где-то 100-150 тысяч пчел или по сути 2-3 сильные семьи! Т.е. чем дальше от скоростной дороги – тем лучше. Наличие воды поблизости будет плюс пчелам, но минус вам – комары и мошкара! Свинофермы, птицефабрики, скотные дворы – мало того, что запах, так еще и полчища мух. Желательно держаться не слишком близко к населенным пунктам – тогда будет меньше проблема с, извиняюсь за прямоту, алкашами. Желательно, чтобы в этом месте устойчиво работала мобильная связь.

Расскажу вам реальную историю про устойчивость работы мобильника. Один пчеловод выехал на кочевку. На земле связь была отвратительной и для того, чтобы позвонить необходимо было залезать на дерево на высоту метров 7. Как итог – залез в очередной раз позвонить и сорвался с дерева, сломал руку. Поэтому – выбирайте место кочевки очень внимательно – мелочей не бывает.

Если есть возможность, то сразу подготовьте место – расчистите от веток, сухой травы и мусора.

Погрузка ульев

  • Обязательно разведите дымарь и возьмите росинку
  • Сперва дымите на леток — тех пчел, которые не захотели залазить загоняете росинкой
  • Закрываете все летки (Для улучшения вентиляции круглые летки забиваются сеточкой, плоские длинные летками, продающимися в магазине (алюминиевые с дырочками))
  • Снимаете улей вдвоем и ставите на носилки (носилки сделать легко самому — берете две жерди диаметром сантиметров 4-5 и привязываете в центре веревку буквой Z, протестируйте свои носилки до момента погрузки)
  • Загружаете в кузов автомобиля — ВАЖНО, чтобы между ульями было расстояние в 2-3 сантиметра — для вентиляции

Из реального опыта – можно грузить ульи друг на друга до 4-х рядов в высоту. Закрывать летки надо, когда пчелы прекращают летать.
Погрузили, теперь проверяете работу светотехники грузовика и прицепа. Кстати, обязательно заведите грузовик перед началом погрузки – просто если он у вас не заведется вы узнаете об этом ДО погрузки, а не ПОСЛЕ и не надо будет разносить ульи по своим местам или чинить в авральном режиме.
Ну вот вроде и все – пасека готова к перевозке. Не забудьте взять с собой документы на пасеку и проходное свидетельство – их обязательно спросят у вас на каждом посту ГИБДД.

P.S. Если вы перевозите платформу/павильон, то обязательно связывайте страховочным тросом прицеп и грузовик, т.к. были случаи, когда прицеп отрывался и съезжал с дороги и переворачивался. Вообще это требование относится ко всем прицепам и за отсутствие этой страховки вас оштрафуют, но почему-то есть пчеловоды, которые этим пренебрегают.

Перепечатка данной статьи возможна только с обязательной ссылкой на www.pchelovodstvo.ru (для интернет-ресурсов гиперссылка обязательна).