Пчелиный труд (бизнесс-класс из Белгорода)
   
Пчеловодство.РУ Все о пчелах и пчеловодстве
 Пчеловодство.РУ  |   Мобильная версия форума пчеловодов  |   Всё о пчелопродуктах  |   Магазин мёда  |   Пчеловоду  | Начало форума | Регистрация | Опросы | Ответить | Поиск |
Материалы портала ФОРУМ ПЧЕЛОВОДОВ на Пчеловодство.РУ / Материалы портала /

Пчелиный труд (бизнесс-класс из Белгорода)

Автор Цитировать имя
admin
Администратор

Мужской
#1 | Дата: 4 Дек 2015 22:23 | Поправил: admin
Испокон веков пчеловодство – удел энтузиастов. Сложно представить себе промышленное производство меда (пчеловодство бывает любительское, научное, промышленное – дающее деньги и на промышленной основе – с минимумом ручного труда), характерное для других отраслей животноводства. Пчелы – слишком тонкий, чувствительный живой организм, чтобы процесс их разведения можно было унифицировать и масштабировать, (американский фермер-прмышленник имеет в среднем 2500 пчелосемей и получает 40 тонн меда на работника в год)а потому на огромные прибыли здесь рассчитывать не приходится. «Бизнес-Класс» решил выяснить, при каких условиях выгодно заниматься пчеловодством.

Виток развития

Долгое время пчеловоды были предоставлены сами себе, и внимание к ним со стороны государства было сведено к минимуму. Новый импульс региональное пчеловодство получило с принятием в 2010 году областной программы «Развитие пчеловодства в Белгородской области до 2015 года». Вместе с ней в отрасль стали вливаться бюджетные деньги в виде госзаказа, грантов и субсидий. Так, например, 85 человек получили субсидии в размере 58800 рублей на организацию пасек. Был инициирован проект «Школьный мед», благодаря которому школьники ежегодно съедают около 180 тонн меда. В области стали высаживать больше растений-медоносов, что для пчеловодства тоже крайне важно. Эти и другие мероприятия действительно позволили увеличить объемы производства меда (программа предполагала преодоление планки в 3 тысячи тонн). По словам председателя президиума БРОО «Общество пчеловодов» Виктора Золотарёва, на сегодняшний день в области работает порядка 7-8 тысяч пчеловодов, которые производят 3,5 тысячи тонн меда в год.

Однако в отрасли еще остаются нерешенные проблемы. «К сожалению, ни селекции, ни каких-либо серьезных научных исследований в стране почти не проводится, – отмечает Золотарёв. – Еще теплится жизнь в НИИ пчеловодства, но мы ощущаем острую нехватку и племенного материала, и ветеринарных препаратов, и четких рекомендаций по борьбе с заболеваниями. Мы сотрудничаем с областным управлением ветеринарии, чтобы, главным образом, предотвратить заболевания пчел. Сейчас разрабатываем и хотим внедрить единый для всей области график профилактических обработок пчел».

Еще одна проблема, с которой сталкиваются пчеловоды, – массовые отравления пчел пестицидами. Общество пчеловодов добивается того, чтобы обработка сельхозугодий проводилась в нелетное для пчел время суток – сейчас технологии это позволяют. Некоторые аграрии идут навстречу, другие не признают в пчелах сельскохозяйственных животных. «Если падет 10 коров, это будет ЧП, а если гибнет сто и больше пчелосемей, никто на это не обращает внимания», – сетует на несправедливость Виктор Золотарёв. Помня о спасении утопающих, Общество пчеловодов совместно со страховой компанией начало разрабатывать программы страхования рисков для фермеров, занимающихся разведением пчел.

Одна семья

Общество пчеловодов – некоммерческая организация, объединившая около 500 пчеловодов области. Согласно уставу, ее основными задачами являются содействие развитию пчеловодства, поддержка инициатив пчеловодов, защита их прав и интересов. На практике работа общества проявляется в предоставлении опытными пчеловодами консультаций по широкому спектру вопросов, взаимодействии с органами власти, продаже необходимого инвентаря и оборудования, организации ярмарок по продаже продукции пчеловодства, проведении просветительской работы среди населения. Виктор Золотарёв не без гордости замечает, что в этом году в ярмарке «Медовый спас» участвовали более 100 пасечников из разных уголков области.

Общество пчеловодов – одно из немногих реально действующих профессиональных сообществ. Несмотря на то, что с высоких трибун много говорят о необходимости объединения фермеров, на деле это довольно редкое явление. Но в случае с пчеловодами не могло быть иначе. В своей работе они постоянно наблюдают красноречивый пример пользы кооперации и прекрасно понимают, что без семьи пчела обречена на гибель. Да и не случайно среди фермеров, разводящих пчел, так много потомственных пчеловодов. Ценность семьи, общего дела, передаваемого из поколения в поколение, вероятно, впитывается этими людьми с маточным молочком.

Вот, например, Алексей Черкашин – фермер из села Дмитриевка Яковлевского района. В его семье всегда держали пчел. И отец, и дед качали мед, и Алексею, буквально выросшему на пасеке, этот труд был знаком с детства. Свою карьеру он тоже решил связать с животными, окончил сельскохозяйственный институт в Майском и ушел в армию. А вернувшись, понял, что только пчелы помогут выжить – на дворе стояли 90-е. Начиналось пчелиное хозяйство Алексея Черкашина с 30 пчелосемей. Сегодня их в среднем 120 – ежегодно фермер продает по 50 пчелосемей.

Николай Божков – известный пасечник из Прохоровского района – также продолжатель пчеловодческой династии. Но, кроме того, пчеловодство свело его с будущей супругой, отец которой тоже серьезно занимался пчелами. На этой почве семьи молодых людей сдружились, а между Николаем и Валентиной зародилась любовь, та самая, когда смотрят в одном направлении. Сейчас уже дети и внуки помогают им работать на пасеке.

Но не каждый может стать пчеловодом. Это дело нужно искренне любить. Наши собеседники независимо друг от друга вспоминают начало «медового бума» на Белгородчине – в 2012-2013 годах меда выработали так много, что его сложно было продать. Цена, естественно, заметно упала. Тогда-то и стали отсеиваться «случайные» люди, или те, кто превыше всего ставил заработок. Спустя какое-то время ситуация со спросом и ценой стабилизировалась.

Тягок труд, да сладок мед

Экономический интерес пчеловодства, как и любой другой отрасли, зависит от объемов сбыта. Все пчеловоды понимают, что произвести – не значит, продать. Основной канал сбыта для небольших фермерских хозяйств – «сарафанное радио» – продажа соседям, знакомым, знакомым знакомых и т.д. Кто не ленится стоять на рынке, участвовать в выставках, ярмарках, как-то иначе продвигать свою продукцию – нарабатывает «клиентскую базу» быстрее. Тот же Алексей Черкашин из Дмитриевки старается не упускать возможности поучаствовать и в районных выставках, и в тех, которые проходят в Белэкспоцентре. На спрос не жалуется. Благодаря активной позиции ему удается продавать 3-4 тонны меда в год, дополнительный заработок приносит продажа пчелосемей и пчелопакетов.

Некоторые пчеловоды пошли еще дальше. Правительство Белгородской области призывает пасечников создавать пчелопарки – хозяйства, которые совмещают производство меда в достаточно крупных объемах с дополнительными видами деятельности. Так, одним из первых пчелопарков области можно считать усадьбу Николая Божкова в хуторе Сторожевое. Сегодня это едва ли не самый известный в регионе объект сельского туризма, а Николай Иванович настолько хорошо освоился в роли экскурсовода, что посещение его пасеки оставляет незабываемые впечатления, – так подробно, но, вместе с тем, увлекательно и доступно о жизни пчел вряд ли еще кто-то может рассказать. А благодарить за возможность получения такого ликбеза мы должны… губернатора.

– В 2009 году приехал к нам на пасеку Евгений Степанович и порекомендовал заняться сельским туризмом, – вспоминает Божков. – Я поначалу отнесся к этому скептически, но, как показало время, был не прав. После заключения договоров с местными турфирамами к нам на экскурсии стали приезжать целые автобусы! И их количество растет с каждым годом. За проведение экскурсии я денег не беру, но каждому посетителю вручаю небольшую баночку меда, на которой указаны наши телефоны. Стоимость меда – 40 рублей – входит в цену экскурсии. Это не много, но всегда найдется кто-то, кто дополнительно купит банку меда. Люди потом приезжают еще, становятся нашими постоянными клиентами, потому что прохоровский мед действительно хорош. Я всем объясняю, что наш мед – экологически чистый, поскольку в районе нет ни одного промышленного предприятия, рядом с пасекой нет крупных животноводческих ферм, влияющих на экологию. В этом плане нам повезло.

Ставка на сельский туризм сработала. Товарного меда семье Божковых до весны уже не хватает, хотя 200 ульев – это немало. Николай Иванович признался, что в следующем году будет увеличивать количество пчелосемей. Что касается господдержки, ее фермер получил один раз – в виде асфальтовой дороги, проложенной до самой усадьбы в рамках программы развития сельского туризма. Уже за это Божков благодарен местным властям, но от грантов и льготных кредитов неизменно отказывается. «Когда мне исполнилось 60, я решил, что хватит мне этих мытарств с налоговой, с пенсионным и прочими фондами. Я закрыл юрлицо, и теперь ни за какие деньги его снова не открою», – откровенничает предприниматель.

Еще один способ гарантированно наладить сбыт меда – организовать его переработку. Например, школы закупают мед в мелкой расфасовке. Всего шесть или семь предприятий в Белгородской области имеют необходимое оборудование и участвуют в тендерах на поставку. Одно из них – крестьянско-фермерское хозяйство «Vиктория», которое возглавляет Вячеслав Паклинов.

Пчеловодством занимались, как это водится, и отец, и дед Вячеслава, но сам он решил пойти дальше и заняться переработкой меда, увидев перспективность этого направления. Проект по созданию перерабатывающего предприятия потребовал инвестиций в 6 млн рублей – главным образом, на оборудование. Конечно, для фермера скопить такую сумму практически нереально – пришлось брать кредиты. К счастью, уже тогда, в 2008 году, действовали механизмы господдержки, и процентную ставку по займам удалось существенно снизить. Виктория Паклинова, жена Вячеслава и его полноправный партнер по бизнесу, отмечает, что большую помощь им тогда оказала районная администрация.

КФХ «Vиктория» фасует мед в различную упаковку, начиная от 5 г, участвует в конкурсах на поставки меда в школы и регулярно выигрывает их. По словам Виктории, в структуре продаж реализация фасованного меда занимает около 20%. Примерно столько же занимает еще одно направление – продажа ульев из пищевого пенополистирола. Главное достоинство таких ульев – легкий вес. Многие пчеловоды уже оценили их качество по достоинству.

Как мы видим, главным условием для успешного пчеловодства является ак

Материалы портала ФОРУМ ПЧЕЛОВОДОВ на Пчеловодство.РУ / Материалы портала / Пчелиный труд (бизнесс-класс из Белгорода) Вверх
Ваш ответ Нажмите на эту иконку для цитирования сообщения
Цвет шрифта 

» Логин  » Пароль 
Только зарегистрированные пользователи могут здесь постить. Авторизуйтесь для отправки сообщений, или зарегистрируйтесь сейчас.
 
Онлайн: Гости - 1
Пользователи - 0
Наибольшее количество пользователей онлайн: 4 [22 Июн 2017 12:23]
Гости - 0 / Пользователи - 4
 
ФОРУМ ПЧЕЛОВОДОВ на Пчеловодство.РУ Powered by Forum Software miniBB ®